+7 (915) 281-03-08

ежедневно с 9:00 до 18:00

 

info@sistus-iso.ru

АКЦИИ И СКИДКИ

 

Специализированный консалтинговый центр (стандарты ISO серии 9000)

Полезная информация

ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Пункт 4.4 Система менеджмента качества и ее процессы. Часть 1. Сущность требований и их реализация в СМК

 

 

 

 

Требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

4.4.1 Организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Организация должна разработать документацию системы менеджмента качества (далее СМК) в объеме:

  • требуемом стандартом ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015);
  • необходимом организации для результативного и эффективного применения СМК.

Какие документы являются обязательными в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)? Это:

  • область применения СМК (пункт 4.3 стандарта);
  • документы (стандарты, регламенты, карты процессов и т.п.) для обеспечения функционирования СМК (пункт 4.4 стандарта);
  • политика в области качества (пункт 5.2 стандарта);
  • цели в области качества (пункт 6.2 стандарта);
  • 20 обязательных записей (журналов, актов, отчетов, протоколов и т.п.). Об обязательности наличия таких записях указано в стандарте словами: «…регистрировать и сохранять документированную информацию…».

К какой документации относятся документы и записи, необходимые организации для результативного и эффективного применения СМК? Это, например, правила внутреннего трудового распорядка, положения о подразделениях, технологические карты, рабочие инструкции, журнал входящей и исходящей корреспонденции, журнал учета продукции, протокол цехового совещания и т.п.

Организация должна внедрить СМК. Что включает в себя внедрение СМК? Это:

  • введение в действие разработанной документации СМК, например, приказом руководителя организации;
  • подписание политики в области качества и ознакомление с ней персонала (пункт 5.2. стандарта);
  • утверждение целей в области качества и их рассылка исполнителям и ответственным лицам (пункт 6.2 стандарта);
  • утверждение плана мероприятий для достижения целей в области качества (пункт 6.2 стандарта);
  • обучение (инструктаж) руководителей и ключевых специалистов по применению СМК в организации;
  • утверждение значений показателей процессов СМК и выдача владельцам процессов плановых значений показателей результативности процессов (пункт 4.4 стандарта);
  • обучение внутренних аудиторов (пункт 9.2 стандарта);
  • проведение внутренних аудитов (пункт 9.2 стандарта);
  • доработка документации СМК (внесение изменений) по результатам внутренних аудитов (пункт 7.5.3 стандарта).

Через три месяца после внедрения СМК целесообразно провести первый анализ СМК со стороны руководства (пункт 9.3 стандарта) с целью выявления в СМК недоработок, несогласованности документации СМК и других отрицательных моментов с последующей работой по изменению документации СМК.

Организация должна поддерживать СМК. Это означает, что в ходе деятельности организации должны выполняться требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015), требования внутренней документации СМК, а также применимые требования внешней документации СМК (законы, постановления, ГОСТ, ОСТ, СНИП, СанПиН, др.). Организация должна вести записи, определенные ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) как обязательные, а также определенные организацией, как необходимые для результативного и эффективного функционирования СМК. Формы и/или содержание таких записей могут быть определены во внутренней или внешней документации СМК.

Организация должна постоянно улучшать процессы СМК и ее, основываясь на цикле Деминга (цикле PDCA).

 

Требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

Организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение в рамках организации, а также:

а) определять требуемые входы и ожидаемые выходы этих процессов;

b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

Организация должна определить процессы не по всем своим видам деятельности, а только по тем, которые она считает ключевыми для обеспечения результативного и эффективного функционирования СМК. Первоначально, разрабатывая СМК, рекомендуется определить только основные процессы, в результате которых производятся продукты (оказываются услуги) для потребителя и которые создают прямую ценность для потребителя. К таким процессам можно отнести, например, процессы: «Маркетинг», «Продажи», «Разработка новой продукции (услуги)», «Закупки», «Производство», «Хранение», «Транспортировка» и др. Остальные обеспечивающие виды деятельности отразить в документах СМК (стандартах организации, регламентах, положениях, инструкциях и др.). К таким видам управленческой и обеспечивающей деятельности относятся: управление компанией, управление персоналом, обеспечение инфраструктуры, обеспечение среды функционирования процессов, др. В дальнейшем, когда СМК начнет функционировать и появиться необходимость и целесообразность, то определить  управленческие и обеспечивающие (вспомогательные) процессы.

Выделение процессов выполняется, как правило, с привязкой к существующей цепочке преобразования продукта и к существующим структурным подразделениям. При определении процессов также учитываются этапы жизненного цикла продукции (услуги) такие, как, маркетинг, проектирование и разработка, подготовка производства, производство (оказание услуг) и т.д.

Процессы СМК составляют систему или сеть взаимодействующих и/или взаимосвязанных процессов организации. Пример сети процессов представлен на рис. 1.

 

Рис. 1 Сеть процессов СМК.

 

Границы каждого процесса зависят от цели процесса и определяются участниками всех процессов. «Укрупнение» процессов или их «дробление» на, так называемые,  подпроцессы определяется, исходя из удобства управления. 

Для каждого процесса необходимо определить требуемые входы и ожидаемые выходы, а также их последовательность и взаимодействие. Как вариант, реализовать такое требование стандарта можно разработкой таблицы взаимодействия процессов СМК, пример которой представлен на рис. 2.

 

Рис. 2 Таблица взаимодействия процессов СМК (фрагмент).

 

В этой таблице процессы указаны в той последовательности, в которой они выполняются в организации. Таблицу взаимодействия процессов можно разместить в Положении о СМК в виде приложения.

Другим вариантом выполнения рассматриваемого требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) является разработка документов (стандартов организации, регламентов, карт процессов и т.п.), описывающих процессы, в которых указаны входные и выходные данные, поставщики входов и потребители выходов. При этом варианте последовательность процессов можно отразить в виде графической схемы процессов и поместить ее в Положение о СМК как приложение. Рекомендуемый документ «Положение о СМК», как аналог руководства по качеству, будет рассмотрен в статьях, посвященных требованиям к документированной информации (пункт 7.5 ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). 

Здесь мы заканчиваем изложение первой части статьи. Вторая часть статьи представлена в следующей публикации, посвященной пункту 4.4 ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015).

Специализированный консалтинговый центр "Систус Консалт" (СКЦ "Систус Консалт") при выполнении проектов: "Разработка системы менеджмента качества (СМК) по ISO 9001 (Разработка СМК по ИСО 9001)" и "Внедрение системы менеджмента качества (СМК) по ИСО 9001 (Внедрение СМК по ИСО 9001)" реализует в системах качества выполнение требований пункта 4.4 "Система менеджмента качества и ее процессы" стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) применительно к специфике деятельности и системе управления конкретной организации.

СКЦ «Систус Консалт» оказывает услуги организациям с любым профилем деятельности по разработке и внедрению СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Обращайтесь в наш Центр и Вы получите высококвалифицированную консультационную помощь в создании «работающей» СМК, что позволит Вашей Компании улучшить качество продукции (услуг), повысить удовлетворенность потребителей и эффективность бизнеса.

 

Методический отдел СКЦ "Систус Консалт"

При использовании материала ссылка на сайт www.sistus-iso.ru обязательна.




 

НАШИМ КЛИЕНТАМ БОНУС ПО ISO 9001 

Бесплатное консультирование по выбору системы и органа по сертификации СМК по ISO 9001

Узнайте подробности.


 

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

СКЦ «Систус Консалт» предлагает новую форму оказания услуг:

«Дистанционное консультирование по вопросам разработки и внедрения СМК»

Узнайте подробности.


 

ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМК ISO 9001:2015

На сайте "Систус Консалт" публикуется цикл статей:

"Стандарт ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Сущность требований и их реализация при разработке и внедрении СМК"

Читать...


 

 


 

БЕСПЛАТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ISO 9001

Бесплатная услуга

"Информационное консультирование по вопросам функционирования СМК по ISO 9001"

Узнайте подробности.


 

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Комплексный курс № 1 c двумя темами:

1. Система менеджмента качества по ISO 9001:2015

2. Внутренний аудитор СМК по ISO 9001:2015

По каждой теме обучения выдается отдельное персональное свидетельство

Узнайте подробности


 

НОВЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Обучение и консультирование - ОДНОВРЕМЕННО!

Курс для самостоятельной разработки и внедрения СМК

Обучение-консалтинг по разработке, внедрению и внутреннему аудиту СМК

Узнайте подробности


 

Новости

О пересмотре стандарта ISO 9001-2015
21 декабря 2023 г.

Планируется ли пересмотр стандарта ISO 9001-2015? Читать...

 

Информация о скидках СКЦ «Систус Консалт» в области обучения СМК по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001, ISO 9001
22 марта 2023 г.

Для повышения заинтересованности слушателей в наших учебных курсах СКЦ «Систус Консалт» предлагает различные скидки при обучении слушателей от трех человек и более. Читать...

СМК по ИСО 9001 – формальность или польза для бизнеса?
10 ноября 2022 г.

Так, что же, действительно СМК – это формальность, или не знание и не умение организаций воспользоваться преимуществами СМК и направить их на пользу бизнеса? Давайте разбираться! Читать...

Все новости