8 (915) 281 03 08

 

Специализированный консалтинговый центр (стандарты ISO серии 9000)

Полезная информация

ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Пункт 7.1 "Ресурсы", подпункт 7.1.6 "Знания организации". Сущность требований и их реализация в СМК

 

 

Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

Организация должна определить знания, необходимые для функционирования ее процессов и для достижения соответствия продукции и услуг.

Знания должны поддерживаться и быть доступными в необходимом объеме.

При рассмотрении изменяющихся нужд и тенденций организация должна оценивать текущий уровень знаний и определять, каким образом получить или обеспечить доступ к дополнительным знаниям и их необходимым обновлениям.

Примечания.

1. Знания организации – это знания, специфичные для организации; знания, полученные на основе опыта. Знания – это информация, которая используется и которой обмениваются для достижения целей организации.

2. Основой знаний организации могут быть:

a) внутренние источники (например, интеллектуальная собственность; знания, полученные из опыта; выводы, извлеченные из неудачных или успешных проектов; сбор и обмен недокументированными знаниями и опытом; результаты улучшений процессов, продукции и услуг);

b) внешние источники (например, стандарты, научное сообщество, конференции, семинары, знания, полученные от потребителей и внешних поставщиков).

Знания, как следует из требований ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015), являются одним из видов ресурсов, необходимым для функционирования процессов организации и для достижения соответствия продукции и услуг, т.е. для обеспечения качества продукции и услуг.

В каждой организации существует, так называемая, корпоративная база знаний, представляющая собой единое информационное хранилище, основное пространство для обмена данными между пользователями внутри организации (в электронном виде и/или на бумажном носителе, в головах персонала).

В современном мире знания являются одним из самых ценных активов, поскольку перед всеми предприятиями стоит задача производства конкурентоспособной продукции (оказания высококачественных услуг) с наименьшими затратами. Конкурентоспособность на рынке обеспечивают корпоративные знания, навыки и опыт в области маркетинга; проектирования и разработки новых продуктов; закупки сырья, материалов и комплектующих; производства продукции (оказания услуг) и сбыта. В настоящее время еще более актуальным становится афоризм знаменитого философа XVII века Фрэнсиса Бэкона: «Знание - сила».

Состав базы знаний:

  • интеллектуальная собственность;
  • сопроводительная справочная, юридическая и финансовая документация;
  • производственно-технологическая информация;
  • информация о корпоративных требованиях (стандарты, регламенты, положения, инструкции, правила, записи, др.);
  • навыки применения различных технологий;
  • информация о конкурентах, клиентская база данных;
  • личный опыт и знания сотрудников.

Как следует из состава базы знаний, знания могут быть общими (знания о способах производства продукции и оказания услуг, знания о применяемых базовых технологиях, знания о законах и пр.) и специальными (технологическими, организационными, маркетинговыми, снабженческими, сбытовыми и пр.). Также знания могут быть индивидуальными и коллективными.

В государственной нормативной документации имеется ряд государственных стандартов, посвященных системе менеджмента знаний, основным из которых является ГОСТ Р 54875-2011 «Менеджмент знаний. Руководство по устоявшейся практике внедрения системы менеджмента знаний», руководящие указания которого целесообразно и экономически выгодно применить в любой организации.

При планировании и выполнении работ на всех организационных уровнях организации определяются нужные знания, что включает анализ имеющихся и отсутствующих знаний. При определении необходимых знаний учитываются требования потребителей, функционирование и результаты процессов, вопросы повышения производительности. Определение знаний может осуществляться коллективно, например, на совещаниях, или персонально, например, решением руководителя различного уровня.

В ходе непосредственной деятельности организация должна постоянно оценивать текущий уровень знаний с учетом перспективы и, при необходимости создавать новые знания или дополнять существующие знания. Новые или дополнительные знания применяются, как правило, к продукции и услугам, к внутренними процессами и процедурами. Существует много способов создания новых и дополнительных знаний. На персональном и коллективном уровне этими способами могут быть подготовка и обучение, приобретение знаний в результате выполнения работы, совместное решение проблем в форме совещаний, рабочих встреч, др.

Если это целесообразно, то в организации можно документировать процедуры приобретения знаний в виде стандартов организаций, регламентов, инструкций и др. (процедуры обучения и подготовки персонала, процедуры стажировок и наставничества, процедуры проведения семинаров и конференций, процедуры проведения совещаний, пр.).

Большой объем знаний, включая опыт и навыки, хранится в головах людей. Кроме того, знания хранятся во внутренних нормативных, технических, методических и др. документах. Для обеспечения хранения технических и др. документированных знаний в организации может быть создан технический архив.

Знания должны быть доступными для персонала организации. Это означает, что обмен знаниями включает передачу знаний в нужном месте, в нужное время и нужного качества, т.е. знания поступают на рабочие места нужного содержания, вида и объема и в запланированное время. Знания расширяют корпоративную базу знаний или распределяются через документы, тем самым обеспечивается доступность знаний для того, чтобы работники могли найти необходимую информацию и данные. Основной объем знаний наилучшим способом передается от одного человека другому посредством прямого взаимодействия через сотрудничество, семинары, обучение и подготовку, ученичество, наставничество и пр. Методы и инструменты, обеспечивающие обмен знаниями, включают, например: корпоративную компьютерную сеть, базы данных, сотрудничество, практические сообщества, выполняемые работы, обучение и подготовку, семинары и получение опыта. 

Польза от базы знаний:

  • достоверность и актуальность всей информации;
  • сокращение времени при поиске информации;
  • конфиденциальность информации, разграничение доступа;
  • сохранение при кадровой ротации корпоративных знаний;
  • короткое время адаптация новых пользователей;
  • компания получает преимущества в конкуренции;
  • повышение эффективности и качества коллективной работы;
  • повышение производительности труда и снижение издержек. 

Специализированный консалтинговый центр "Систус Консалт" (СКЦ "Систус Консалт") при выполнении проектов: "Разработка СМК по ISO 9001 (Разработка системы менеджмента качества по ИСО 9001)" и "Внедрение СМК по ISO 9001 (Внедрение системы менеджмента качества по ИСО 9001)" реализует в системах качества выполнение требований подпункта 7.1.6 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) применительно к специфике деятельности и системе управления конкретной организации.

СКЦ «Систус Консалт» оказывает услуги организациям с любым профилем деятельности по разработке и внедрению СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Обращайтесь в наш Центр и Вы получите высококвалифицированную консультационную помощь в создании «работающей» СМК, что позволит Вашей Компании улучшить качество продукции (услуг), повысить удовлетворенность потребителей, результативность и эффективность бизнеса.

 

Методический отдел СКЦ "Систус Консалт"

 




 

НАШИМ КЛИЕНТАМ БОНУС ПО ISO 9001 

Бесплатное консультирование по выбору системы и органа по сертификации СМК по ISO 9001

Узнайте подробности.


 

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

СКЦ «Систус Консалт» предлагает новую форму оказания услуг:

«Дистанционное консультирование по вопросам разработки и внедрения СМК»

Узнайте подробности.


 

ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМК ISO 9001:2015

На сайте "Систус Консалт" публикуется цикл статей:

"Стандарт ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Сущность требований и их реализация при разработке и внедрении СМК"

Читать...


 


 

БЕСПЛАТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ISO 9001

Бесплатная услуга

"Информационное консультирование по вопросам функционирования СМК по ISO 9001"

Узнайте подробности.


 

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Комплексный курс № 1 c двумя темами:

1. Система менеджмента качества по ISO 9001:2015

2. Внутренний аудитор СМК по ISO 9001:2015

По каждой теме обучения выдается отдельное персональное свидетельство

Узнайте подробности

 


 

НОВЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001!

Обучение с одновременным консультированием - Переход СМК на новую версию ISO 9001:2015

О том, что изменилось в стандарте ISO 9001, как адаптировать существующую документацию СМК к требованиям новой версии ISO 9001:2015, какая требуется дополнительная документированная информация и многое другое. 

Узнайте подробности


 

Новости

Индивидуальное или групповое обучение. Что лучше?
19 апреля 2018 г.

В данной статье мы рассмотрим преимущества и недостатки индивидуального обучения по сравнению с групповыми занятиями по ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015). Читать...

 

Новый курс обучения по СМК для высшего руководства компаний
27 января 2018 г.

СКЦ «Систус Консалт») предлагает слушателям новый курс обучения по СМК: «СМК для высшего руководства компаний (VIP - обучение)... Читать...

 

Информация о курсах обучения в области аудита второй стороны (аудита поставщика)
24 ноября 2017 г.

СКЦ "Систус Консалт" предлагает курсы занятий в области аудита второй стороны (аудита поставщика)... Читать...

 

Все новости