+7 (915) 281-03-08

ежедневно с 9:00 до 18:00

 

info@sistus-iso.ru

АКЦИИ И СКИДКИ

 

Специализированный консалтинговый центр (стандарты ISO серии 9000)

Полезная информация

ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Пункт 4.1 Понимание организации и ее среды. Сущность требований и их реализация в СМК

 

 

Требование ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы менеджмента качества.

Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих внешних и внутренних факторах.

Примечания.

1 Рассматриваемые факторы или условия могут быть положительными или отрицательными.

2 Пониманию внешней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с законодательной, технологической, конкурентной, рыночной, культурной, социальной и экономической средой на международном, национальном, региональном или местном уровне.

3 Пониманию внутренней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с ценностями, культурой, знаниями и результатами работы организации.

 

Организация должна периодически (например, один раз в год) проводить, так называемый, анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей для развития и угроз (проблем), которые могут помешать реализовать возможности и преимущества организации на рынке. Т.е. организация должна определять внешние и внутренние факторы среды, влияющие на реализацию политики в области качества, на достижение целей в области качества, на выполнение запланированных показателей результативности процессов СМК, а также должна проводить анализ этих внешних и внутренних факторов для постановки целей организации и показателей для измерения их достижения.

К факторам внешней среды относятся: рыночные факторы, факторы конкуренции, экономические факторы, политические и правовые факторы, научно-технические факторы, социально-демографические факторы, социально-культурные факторы, природные и экологические. Причем внешние факторы рекомендуется рассматривать на международном, национальном, региональном и местном уровнях. 

К факторам внутренней среды могут относиться: системы (управления, информационная, финансовая и др.); организационно-штатная структура; функции и обязанности; политика и цели; ресурсы и знания; финансы; персонал; процессы; технологии; обмен информацией и порядок и принятия решений; взаимосвязи между процессами,  подразделениями и должностными лицами; культура организации; документация (стандарты, регламенты, руководства, положения, инструкции, отчеты, журналы, протоколы, акты и т.п.); содержание и порядок оформления договорных отношений; др.

Для определения и анализа внешних и внутренних факторов среды организации могут применяться различные методы: ситуационный анализ (так называемый SWOT-анализ), мозговой штурм, причинно-следственный анализ и др. О сущности этих методов и их применении много рассказано на страницах интернета в бесплатном доступе.

Анализ проводится по каждой стратегической области: финансы и материально-техническое обеспечение, маркетинг и удовлетворенность заинтересованных сторон, внутренние процессы, обучение и развитие персонала.

Документированным результатом такого анализа могут являться перечень стратегических целей, стратегия, протокол совещания, протокол собрания, др.

Документ «Стратегия» может содержать следующие разделы: информация об организации; результаты ситуационного анализа; стратегические цели, показатели по областям стратегии и мероприятия для их достижения.

В разделе «Информация об организации» указывается следующее:

  • краткое изложение истории создания и развития организации;
  • виды деятельности;
  • состав организации (центральный офис, филиалы, обособленные подразделения);
  • органы управления организацией;
  • состав высшего руководства;
  • другое.

В разделе «Результаты ситуационного анализа» приводятся результаты анализа внешней среды (благоприятные возможности и «угрозы» (проблемы) для бизнеса). Указываются результаты анализа текущего внутреннего состояния организации по областям стратегии. Излагаются тенденции и прогнозы развития организации.

В разделе «Стратегические цели, показатели по областям стратегии и мероприятия для их достижения» приводится развернутое изложение стратегических целей по областям стратегии с необходимыми пояснениями, а также «Карта стратегии», «Счетная карта».

Этапы проведения и последовательность работ по разработке стратегии представлены на рис. 1.

Рис. 1 Этапы проведения и последовательность работ по разработке стратегии.

 

Руководители первого уровня организовывают в своих службах разработку предложений по стратегическим целям, показателям и целевым значениям показателей, мероприятиям по достижению целей. Стратегические цели и мероприятия по их достижению оформляются в виде «Карты стратегии», показатели и целевые значения по стратегическим целям – в виде «Счетной карты. Формы карты стратегии и счетной карты приведены на рис 2 и рис. 3, соответственно.

Для разработки указанных документов руководители могут привлекать представителей своих служб или создавать рабочие группы. Предложения направляются, например, в отдел маркетинга для составления проектов «Карты стратегии»  и «Счетной карты».

Под председательством генерального директора проводится совещание, на котором заслушиваются результаты ситуационного анализа по областям стратегии, проводится обсуждение результатов этого анализа,  рассматриваются предложения и вырабатываются стратегические цели, показатели и целевые значения. На совещании определяются мероприятия, необходимые для достижения целей и назначаются сроки по достижению целей.

 

№ п/п

Область постановки целей

Цель

Мероприятия, направленные на достижение цели

Ответственный, процесс, подразделение

1

Финансы и материально-техническое обеспечение

 

 

 

2

Маркетинг и удовлетворенность заинтересованных сторон

 

 

 

3

Внутренние процессы

 

 

 

4

Обучение и развитие персонала

 

 

 

Рис. 2 Форма «Карты стратегии».

 

Процесс, подразделение

Цель

Показатели достижения цели

Наименование

Единица измерения

Целевое значение

Целевая дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 Форма «Счетной карты стратегии».

 

Проект «Стратегии» представляется на рассмотрение генеральному директору. Возникшие замечания по проекту документа устраняются  и вносятся соответствующие изменения. Техническую работу по внесению изменений в «Стратегию» организовывают и выполняют лица, назначенные генеральным директором.

Генеральный директор утверждает «Стратегию». Копии утвержденной «Стратегии» направляются в подразделения организации на исполнение.

Ответственное лицо, назначенное генеральным директором, например: директор по развитию, проводит постоянный мониторинг и анализ информации о факторах, влияющих на стратегические цели и обеспечение результативности СМК. Директор по развитию выносит на совещания генерального директора вопросы, связанные с изменениями факторов внешней среды и текущего внутреннего состояния организации. По результатам совещаний могут вноситься изменения в стратегические цели и мероприятия по достижению этих целей, а также выпускаться приказы и распоряжения, обеспечивающие достижение стратегических целей.  

Директор по развитию осуществляет контроль выполнения мероприятий для обеспечения достижения стратегических целей. Результаты такого контроля рассматриваются на совещаниях генерального директора. Все принятые решения совещаний фиксируются в протоколах совещаний.

Специализированный консалтинговый центр "Систус Консалт" (СКЦ "Систус Консалт") при выполнении проектов: "Разработка системы менеджмента качества (СМК) по ISO 9001" и "Внедрение СМК по ИСО 9001" реализует в системах менеджмента качества выполнение требований пункта 4.1 "Понимание организации и ее среды" стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) применительно к специфике деятельности и системе менеджмента конкретной организации.

СКЦ «Систус Консалт» оказывает услуги организациям с любым профилем деятельности по разработке и внедрению СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Обращайтесь в наш Центр и Вы получите высококвалифицированную консультационную помощь в создании «работающей» СМК, что позволит Вашей Компании улучшить качество продукции (услуг), повысить удовлетворенность потребителей и эффективность бизнеса.

 

Методический отдел СКЦ "Систус Консалт"

При использовании материала ссылка на сайт www.sistus-iso.ru обязательна.




 

НАШИМ КЛИЕНТАМ БОНУС ПО ISO 9001 

Бесплатное консультирование по выбору системы и органа по сертификации СМК по ISO 9001

Узнайте подробности.


 

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

СКЦ «Систус Консалт» предлагает новую форму оказания услуг:

«Дистанционное консультирование по вопросам разработки и внедрения СМК»

Узнайте подробности.


 

ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМК ISO 9001:2015

На сайте "Систус Консалт" публикуется цикл статей:

"Стандарт ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Сущность требований и их реализация при разработке и внедрении СМК"

Читать...


 

 


 

БЕСПЛАТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ISO 9001

Бесплатная услуга

"Информационное консультирование по вопросам функционирования СМК по ISO 9001"

Узнайте подробности.


 

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Комплексный курс № 1 c двумя темами:

1. Система менеджмента качества по ISO 9001:2015

2. Внутренний аудитор СМК по ISO 9001:2015

По каждой теме обучения выдается отдельное персональное свидетельство

Узнайте подробности


 

НОВЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Обучение и консультирование - ОДНОВРЕМЕННО!

Курс для самостоятельной разработки и внедрения СМК

Обучение-консалтинг по разработке, внедрению и внутреннему аудиту СМК

Узнайте подробности


 

Новости

О системе менеджмента качества по ИСО 9001 в период кризисов
06 марта 2022 г.

В экономике мира и нашей страны возникают или экономические проблемы, приводящие к ухудшению экономического состояния предприятий. Что рекомендуется предпринимать организациям в отношении СМК в таких случаях?... Читать...

Рейтинг популярности курсов обучения по СМК по ИСО 9001
23 декабря 2021 г.

В конце 2021 года методический отдел СКЦ "Систус Консалт" определил рейтинг популярности курсов по обучению по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001)... Читать...

 

Стандарты ИСО серии 9000. Актуальные версии
03 сентября 2021 г.

Представляем информацию об актуальности версий международных стандартов ISO серии 9000 по системам менеджмента качества (далее СМК) и их идентичных национальных стандартов. Читать...

 

Все новости