+7 (915) 281-03-08 ежедневно с 9:00 до 18:00
|
Специализированный консалтинговый центр (стандарты ISO серии 9000)
ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Пункт 4.1 Понимание организации и ее среды. Сущность требований и их реализация в СМК
Требование ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы менеджмента качества. Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих внешних и внутренних факторах. Примечания. 1 Рассматриваемые факторы или условия могут быть положительными или отрицательными. 2 Пониманию внешней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с законодательной, технологической, конкурентной, рыночной, культурной, социальной и экономической средой на международном, национальном, региональном или местном уровне. 3 Пониманию внутренней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с ценностями, культурой, знаниями и результатами работы организации. |
Организация должна периодически (например, один раз в год) проводить, так называемый, анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей для развития и угроз (проблем), которые могут помешать реализовать возможности и преимущества организации на рынке. Т.е. организация должна определять внешние и внутренние факторы среды, влияющие на реализацию политики в области качества, на достижение целей в области качества, на выполнение запланированных показателей результативности процессов СМК, а также должна проводить анализ этих внешних и внутренних факторов для постановки целей организации и показателей для измерения их достижения.
К факторам внешней среды относятся: рыночные факторы, факторы конкуренции, экономические факторы, политические и правовые факторы, научно-технические факторы, социально-демографические факторы, социально-культурные факторы, природные и экологические. Причем внешние факторы рекомендуется рассматривать на международном, национальном, региональном и местном уровнях.
К факторам внутренней среды могут относиться: системы (управления, информационная, финансовая и др.); организационно-штатная структура; функции и обязанности; политика и цели; ресурсы и знания; финансы; персонал; процессы; технологии; обмен информацией и порядок и принятия решений; взаимосвязи между процессами, подразделениями и должностными лицами; культура организации; документация (стандарты, регламенты, руководства, положения, инструкции, отчеты, журналы, протоколы, акты и т.п.); содержание и порядок оформления договорных отношений; др.
Для определения и анализа внешних и внутренних факторов среды организации могут применяться различные методы: ситуационный анализ (так называемый SWOT-анализ), мозговой штурм, причинно-следственный анализ и др. О сущности этих методов и их применении много рассказано на страницах интернета в бесплатном доступе.
Анализ проводится по каждой стратегической области: финансы и материально-техническое обеспечение, маркетинг и удовлетворенность заинтересованных сторон, внутренние процессы, обучение и развитие персонала.
Документированным результатом такого анализа могут являться перечень стратегических целей, стратегия, протокол совещания, протокол собрания, др.
Документ «Стратегия» может содержать следующие разделы: информация об организации; результаты ситуационного анализа; стратегические цели, показатели по областям стратегии и мероприятия для их достижения.
В разделе «Информация об организации» указывается следующее:
В разделе «Результаты ситуационного анализа» приводятся результаты анализа внешней среды (благоприятные возможности и «угрозы» (проблемы) для бизнеса). Указываются результаты анализа текущего внутреннего состояния организации по областям стратегии. Излагаются тенденции и прогнозы развития организации.
В разделе «Стратегические цели, показатели по областям стратегии и мероприятия для их достижения» приводится развернутое изложение стратегических целей по областям стратегии с необходимыми пояснениями, а также «Карта стратегии», «Счетная карта».
Этапы проведения и последовательность работ по разработке стратегии представлены на рис. 1.
Рис. 1 Этапы проведения и последовательность работ по разработке стратегии.
Руководители первого уровня организовывают в своих службах разработку предложений по стратегическим целям, показателям и целевым значениям показателей, мероприятиям по достижению целей. Стратегические цели и мероприятия по их достижению оформляются в виде «Карты стратегии», показатели и целевые значения по стратегическим целям – в виде «Счетной карты. Формы карты стратегии и счетной карты приведены на рис 2 и рис. 3, соответственно.
Для разработки указанных документов руководители могут привлекать представителей своих служб или создавать рабочие группы. Предложения направляются, например, в отдел маркетинга для составления проектов «Карты стратегии» и «Счетной карты».
Под председательством генерального директора проводится совещание, на котором заслушиваются результаты ситуационного анализа по областям стратегии, проводится обсуждение результатов этого анализа, рассматриваются предложения и вырабатываются стратегические цели, показатели и целевые значения. На совещании определяются мероприятия, необходимые для достижения целей и назначаются сроки по достижению целей.
№ п/п |
Область постановки целей |
Цель |
Мероприятия, направленные на достижение цели |
Ответственный, процесс, подразделение |
1 |
Финансы и материально-техническое обеспечение |
|
|
|
2 |
Маркетинг и удовлетворенность заинтересованных сторон |
|
|
|
3 |
Внутренние процессы |
|
|
|
4 |
Обучение и развитие персонала |
|
|
|
Рис. 2 Форма «Карты стратегии».
Процесс, подразделение |
Цель |
Показатели достижения цели |
|||
---|---|---|---|---|---|
Наименование |
Единица измерения |
Целевое значение |
Целевая дата |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3 Форма «Счетной карты стратегии».
Проект «Стратегии» представляется на рассмотрение генеральному директору. Возникшие замечания по проекту документа устраняются и вносятся соответствующие изменения. Техническую работу по внесению изменений в «Стратегию» организовывают и выполняют лица, назначенные генеральным директором.
Генеральный директор утверждает «Стратегию». Копии утвержденной «Стратегии» направляются в подразделения организации на исполнение.
Ответственное лицо, назначенное генеральным директором, например: директор по развитию, проводит постоянный мониторинг и анализ информации о факторах, влияющих на стратегические цели и обеспечение результативности СМК. Директор по развитию выносит на совещания генерального директора вопросы, связанные с изменениями факторов внешней среды и текущего внутреннего состояния организации. По результатам совещаний могут вноситься изменения в стратегические цели и мероприятия по достижению этих целей, а также выпускаться приказы и распоряжения, обеспечивающие достижение стратегических целей.
Директор по развитию осуществляет контроль выполнения мероприятий для обеспечения достижения стратегических целей. Результаты такого контроля рассматриваются на совещаниях генерального директора. Все принятые решения совещаний фиксируются в протоколах совещаний.
Специализированный консалтинговый центр "Систус Консалт" (СКЦ "Систус Консалт") при выполнении проектов: "Разработка системы менеджмента качества (СМК) по ISO 9001" и "Внедрение СМК по ИСО 9001" реализует в системах менеджмента качества выполнение требований пункта 4.1 "Понимание организации и ее среды" стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) применительно к специфике деятельности и системе менеджмента конкретной организации.
СКЦ «Систус Консалт» оказывает услуги организациям с любым профилем деятельности по разработке и внедрению СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Обращайтесь в наш Центр и Вы получите высококвалифицированную консультационную помощь в создании «работающей» СМК, что позволит Вашей Компании улучшить качество продукции (услуг), повысить удовлетворенность потребителей и эффективность бизнеса.
Методический отдел СКЦ "Систус Консалт"
При использовании материала ссылка на сайт www.sistus-iso.ru обязательна.
НАШИМ КЛИЕНТАМ БОНУС ПО ISO 9001
Бесплатное консультирование по выбору системы и органа по сертификации СМК по ISO 9001
ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
СКЦ «Систус Консалт» предлагает новую форму оказания услуг:
«Дистанционное консультирование по вопросам разработки и внедрения СМК»
ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМК ISO 9001:2015
На сайте "Систус Консалт" публикуется цикл статей:
"Стандарт ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Сущность требований и их реализация при разработке и внедрении СМК"
БЕСПЛАТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ISO 9001
Бесплатная услуга:
"Информационное консультирование по вопросам функционирования СМК по ISO 9001"
САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!
Комплексный курс № 1 c двумя темами:
1. Система менеджмента качества по ISO 9001:2015
2. Внутренний аудитор СМК по ISO 9001:2015
По каждой теме обучения выдается отдельное персональное свидетельство
НОВЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!
Обучение и консультирование - ОДНОВРЕМЕННО!
Курс для самостоятельной разработки и внедрения СМК
Обучение-консалтинг по разработке, внедрению и внутреннему аудиту СМК
Для повышения заинтересованности слушателей в наших учебных курсах СКЦ «Систус Консалт» предлагает различные скидки при обучении слушателей от трех человек и более. Читать...
Так, что же, действительно СМК – это формальность, или не знание и не умение организаций воспользоваться преимуществами СМК и направить их на пользу бизнеса? Давайте разбираться! Читать...
Периодически в мире и в нашей стране возникают экономические проблемы, приводящие к ухудшению экономического состояния предприятий. Что рекомендуется предпринимать организациям в отношении СМК в таких случаях?... Читать...
Все новости |