+7 (915) 281-03-08

ежедневно с 9:00 до 18:00

 

info@sistus-iso.ru

АКЦИИ И СКИДКИ

 

Специализированный консалтинговый центр (стандарты ISO серии 9000)

Полезная информация

ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Пункт 4.4 Система менеджмента качества и ее процессы. Часть 2. Сущность требований и их реализация в СМК

 

 

Это вторая часть статьи, посвященной пункту 4.4 ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Первая часть статьи изложена в предыдущей публикации… Читать…

 

c) определять и применять критерии и методы (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими;

В этом требовании стандарта идет речь о необходимости определения и применения параметров мониторинга и показателей оценки результативности процессов СМК.

Мониторинг – это определение статуса процесса, действия.  Это определение фактических значений контролируемых параметров процесса (объекта) и сравнение их с запланированными значениями параметров, выполняемое на разных стадиях и в разное время.

Заданные параметры мониторинга процессов определены в договорах, планах продаж, планах закупок, стандартах организации, рабочих инструкциях и т.д.

Метод мониторинга процесса – это периодический или постоянный контроль выполнения заданных параметров мониторинга процесса со стороны руководителя процесса и(или) соответствующих ответственных лиц.

При отклонениях параметров мониторинга от заданных значений  руководитель процесса проводит анализ причин несоответствий и принимает необходимые управленческие решения в виде коррекций и корректирующих действий.

Выполнение значений параметров мониторинга обеспечивает достижение показателей результативности процесса.

Примеры параметров мониторинга процессов:

  • качество продукции на стадиях производства;
  • комплектность продукции;
  • качество закупленной продукции;
  • требования к упаковке и маркировке;
  • качество продукции при проведении складских работ;
  • объемы и сроки оказания услуг по поставке продукции;
  • качество транспортировки продукции;
  • комплектность и правильность оформления документации на закупленную продукцию и поставку.

Показатели результативности процессов – это количественные   и/или   качественные   параметры, отражающие результаты процесса. Это характеристики, имеющие существенное влияние на получение выхода процесса и удовлетворенность потребителя.

При  оценке результативности процессов применяется следующий подход:

  • выбор показателей и методов оценки результативности;
  • выбор периодичности оценки результативности;
  • определение форм записей по процессам;
  • назначение ответственного за оформление, передачу и получение записей по процессам.

На рис. 3 представлены примеры показателей результативности процесса «Продажи».

Рис. 3 Показатели результативности процесса «Продажи».

 

Требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

d) определять ресурсы, необходимые для этих процессов, и обеспечить их доступность;

 

Для обеспечения функционирования процессов организация должна определить все виды ресурсов, такие, как: человеческие ресурсы (персонал процесса) (пункт 7.1.2 стандарта), инфраструктура (пункт 7.1.3 стандарта), среда функционирования процессов (пункт 7.1.4 стандарта), оборудование и средства для мониторинга и измерения (пункт 7.1.5 стандарта), база знаний (пункт 7.1.6 стандарта). О выполнении требований указанных пунктов стандарта будет изложено в последующих статьях, посвященных соответствующему пункту ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015).

Основные средства организации определены в «Ведомости учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа)», оформляемой по форме № В-1, в инвентаризационной ведомости.

Ресурсы должны быть доступными для каждого процесса и выделяться в соответствии с порядком, установленным в организации.

 

Требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

e) распределять обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов;

Организация должна определять и распределять обязанности, ответственность и полномочия в отношении всех процессов СМК.

Обязанности, ответственность и полномочия персонала по процессам, включая руководителей процессов и исполнителей, могут быть указаны в документах, описывающих процессы (стандарты организации, регламенты, карты процессов и т.п.), в положениях о подразделениях, должностных инструкциях, приказах, распоряжениях и в других организационно-распорядительных документах организации.

Для этих целей можно использовать, так называемую, матрицу ответственности, пример которой приведен на рис. 4.

Рис. 4 Матрица ответственности подпроцесса «Маркетинговые мероприятия».

 

Данному требованию также посвящен отдельный пункт стандарта 5.3 «Функции, ответственность и полномочия в организации».

 

Требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

f) учитывать риски и возможности в соответствии с требованиями подраздела 6.1;

Элементы риск-менеджмента должны быть встроены в процессы в целях обеспечения достижения запланированных результатов. Необходимо выявлять, анализировать и оценивать риски, которые могут снизить результативность процессов. В каждом процессе необходимо разрабатывать меры, направленные на устранение риска или на снижение его последствий, на улучшение процессов. Подробно об управлении рисками в СМК и процессах будет изложено в статье, посвященной пункту стандарта 6.1 «Действия в отношении рисков и возможностей».  

 

Требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

g) оценивать эти процессы и вносить любые изменения, необходимые для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов;

С заданной периодичностью (неделя, месяц или квартал) руководители процессов СМК и вышестоящие руководители, например, генеральный директор и заместители генерального директора, должны оценивать результативность процессов путем сравнения фактических и плановых значений показателей процессов.

В случаях не достижения плановых показателей руководители процессов и вышестоящие руководители должны предпринимать коррекции и корректирующие действия, направленные на обеспечение плановых показателей последующего отчетного периода. Примерами таких действий могут быть: проведение обучения и инструктажей, закупка нового оборудования, разработка дополнительных документов, перераспределение ресурсов и обязанностей персонала, другое.

При необходимости вносятся изменения в документы по процессам (стандарты организации, регламенты, карты процессов и т.п.) в соответствии с процедурой, установленной по требованиям пункта стандарта 7.5 «Управление документированной информацией». Изменения могут также вноситься в нормативно-техническую документацию (технологические карты, маршрутные карты, рабочие инструкции и т.п.).

 

Требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

h) улучшать процессы и систему менеджмента качества.

Организация должна постоянно улучшать СМК и ее процессы посредством:

  • реализации политики в области качества (пункт 5.2 стандарта);
  • достижения целей в области качества (пункт 6.2 стандарта);
  • результативного функционирования процессов СМК (пункт 4.4 стандарта);
  • обеспечения соответствия продукции и услуг установленным требованиям (раздел 8 стандарта);
  • анализа и оценки данных о функционировании СМК (пункт 9.1.3 стандарта);
  • разработки и выполнения корректирующих мероприятий (пункт 10.2 стандарта);
  • устранения или снижения риска проблем в работе и реализации предупреждающих действий (пункт 6.1 стандарта);
  • проведения внутренних аудитов СМК (пункт 9.2 стандарта);
  • анализа СМК со стороны руководства (пункт 9.3 стандарта).

Улучшение СМК и ее процессов осуществляется на основе цикла Деминга (Планируй-Делай-Проверяй-Действуй) - цикла PDCA (рис. 5):

  • планируй (Plan) – разработка целей системы и показателей ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями заинтересованных сторон и политикой организации;
  • делай (Do) – выполнение того, что было запланировано;
  • проверяй (Check) – мониторинг и (там где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, показателями  и требованиями, и сообщение о результатах;
  • действуй (Act) – принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.

 

Рис. 5. Цикл Деминга.

 

Требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

4.4.2 Организация должна в необходимом объеме:

a) разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию для обеспечения функционирования процессов;

b) регистрировать и сохранять документированную информацию для обеспечения уверенности в том, что эти процессы осуществляются в соответствии с тем, как это было запланировано.

В организации должны быть разработаны и применяться документы, необходимые для обеспечения функционирования процессов СМК. Название, оформление, структуру и содержание таких документов определяет сама организация с учетом существующей базы корпоративных знаний и требований к управлению документацией СМК. Такими документами могут быть, например: стандарты организации, регламенты, карты процессов, технологические карты, маршрутные карты, карты контроля качества, положения о подразделениях, др.

В организации должны быть определены записи, ведение которых подтверждает  то, что процессы функционируют в соответствии с требованиями к ним. Соответствующий персонал организации должен вести и поддерживать в рабочем состоянии такие записи, примерами которых могут быть: планы и отчеты показателей по процессам, протоколы совещаний, журналы, акты, справки и др.

На рис. 6 приведен пример одной из таких записей с примером заполнения. Это План-отчет по процессам для документирования показателей результативности процессов.

Рис. 6 План-отчет по процессам СМК.

 

Рассмотренные выше документы и записи по процессам СМК управляются с помощью процедур по управлению документами и записями, принятыми в организации (пункт 7.5 стандарта).

 

Специализированный консалтинговый центр "Систус Консалт" (СКЦ "Систус Консалт") при выполнении проектов: "Разработка системы менеджмента качества (СМК) по ISO 9001 (Разработка СМК по ИСО 9001)" и "Внедрение системы менеджмента качества (СМК) по ИСО 9001 (Внедрение СМК по ИСО 9001)" реализует в системах качества выполнение требований пункта 4.4 "Система менеджмента качества и ее процессы" стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) применительно к специфике деятельности и системе управления конкретной организации.

СКЦ «Систус Консалт» оказывает услуги организациям с любым профилем деятельности по разработке и внедрению СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Обращайтесь в наш Центр и Вы получите высококвалифицированную консультационную помощь в создании «работающей» СМК, что позволит Вашей Компании улучшить качество продукции (услуг), повысить удовлетворенность потребителей и эффективность бизнеса.

 

Методический отдел СКЦ "Систус Консалт"

При использовании материала ссылка на сайт www.sistus-iso.ru обязательна.




 

НАШИМ КЛИЕНТАМ БОНУС ПО ISO 9001 

Бесплатное консультирование по выбору системы и органа по сертификации СМК по ISO 9001

Узнайте подробности.


 

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

СКЦ «Систус Консалт» предлагает новую форму оказания услуг:

«Дистанционное консультирование по вопросам разработки и внедрения СМК»

Узнайте подробности.


 

ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМК ISO 9001:2015

На сайте "Систус Консалт" публикуется цикл статей:

"Стандарт ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Сущность требований и их реализация при разработке и внедрении СМК"

Читать...


 

 


 

БЕСПЛАТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ISO 9001

Бесплатная услуга

"Информационное консультирование по вопросам функционирования СМК по ISO 9001"

Узнайте подробности.


 

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Комплексный курс № 1 c двумя темами:

1. Система менеджмента качества по ISO 9001:2015

2. Внутренний аудитор СМК по ISO 9001:2015

По каждой теме обучения выдается отдельное персональное свидетельство

Узнайте подробности


 

НОВЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Обучение и консультирование - ОДНОВРЕМЕННО!

Курс для самостоятельной разработки и внедрения СМК

Обучение-консалтинг по разработке, внедрению и внутреннему аудиту СМК

Узнайте подробности


 

Новости

О пересмотре стандарта ISO 9001-2015
21 декабря 2023 г.

Планируется ли пересмотр стандарта ISO 9001-2015? Читать...

 

Информация о скидках СКЦ «Систус Консалт» в области обучения СМК по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001, ISO 9001
22 марта 2023 г.

Для повышения заинтересованности слушателей в наших учебных курсах СКЦ «Систус Консалт» предлагает различные скидки при обучении слушателей от трех человек и более. Читать...

СМК по ИСО 9001 – формальность или польза для бизнеса?
10 ноября 2022 г.

Так, что же, действительно СМК – это формальность, или не знание и не умение организаций воспользоваться преимуществами СМК и направить их на пользу бизнеса? Давайте разбираться! Читать...

Все новости