+7 (915) 281-03-08 ежедневно с 9:00 до 18:00
|
Специализированный консалтинговый центр (стандарты ISO серии 9000)
ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Пункт 7.2 "Компетентность". Сущность требований и их реализация в СМК
Это двадцать третья статья по системам менеджмента качества (СМК) из цикла: «Стандарт ISO:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Сущность требований и их реализация при разработке и внедрении СМК». Статья содержит разъяснения требований стандарта и рекомендации по выполнению требований стандарта пункта 7.2 "Компетентность" для организаций, занимающихся проектами: "Разработка системы менеджмента качества по ISO 9001 (разработка СМК по ИСО 9001)", "Внедрение системы качества по ИСО 9001 (внедрение СМК по ИСО 9001).
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) Требования |
Организация должна: a) определять необходимую компетентность лиц(а), выполняющих(его) работу под ее управлением, которая оказывает влияние на результаты деятельности и результативность системы менеджмента качества; |
Прежде всего, необходимо понять, что означает термин «компетентность». В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2015 (ISO 9000:2015) «компетентность» – это способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов. Исходя из данного определения, организация должна определить для каждого работника (для каждой должности или профессии) квалификационные требования, включающие требования к профессиональному образованию, стажу (опыту) работы, знаниям и навыкам, необходимым для выполнения должностных или профессиональных обязанностей. Также организация должна определить методы проверки способности применять знания и навыки для выполнения должностных и профессиональных обязанностей (например, проведение тестирования и(или) собеседования, назначение испытательного срока, поручение контрольных заданий, назначение пробных или квалификационных работ, др.).
Исходя из того, что, по сути, все без исключения работники организации своей работой оказывают влияние на результаты деятельности и результативность системы менеджмента качества (далее СМК), то компетентность должна быть определена для каждого работника организации.
Классически требования к компетентности работников организации определены в должностных и профессиональных инструкциях.
Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) |
Организация должна: b) обеспечивать компетентность этих лиц на основе соответствующего образования, подготовки и(или) опыта; c) там, где это применимо, предпринимать действия, направленные на получение требуемой компетентности, и оценивать результативность предпринятых действий; Примечание– Применимые действия могут включать, например проведение обучения, наставничество или перераспределение обязанностей среди имеющихся работников; или же наем лиц, обладающих требуемым уровнем компетентности. |
По требованиям стандарта для обеспечения компетентности работников организация должна:
Для этого в организации может создаваться служба подбора и подготовки персонала, отдел кадров или назначаться сотрудник для кадровой работы, проводиться учебные подготовительные курсы, организовываться наставничество и др.
Для подготовки персонала может использоваться обучение в сторонних учебных специализированных организациях.
К действиям, направленным на получение требуемой компетентности, может относиться перераспределение обязанностей среди имеющихся работников с отражением данных изменений в соответствующих внутренних документах организации и, в первую очередь, в должностных и профессиональных инструкциях.
В требованиях ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) четко указано, что «организация должна … оценивать результативность предпринятых действий», т.е. определять степень достижения целей таких действий.
В чем суть оценки результативности обучения или подготовки персонала? Покажем это на примере. Организация направила на двухнедельное обучение оператора для работы на новом обрабатывающем центре. После окончания обучения работник приступил к работе на этом новом оборудовании. Задача организации (например, начальника цеха) определить степень овладения теми знаниями и навыками, полученными при обучении, в ходе непосредственной работы. Другими словами, организация должна определить, получен ли запланированный результат от обучения работника для выполнения поставленных ему новых задач.
Оценить результативность обучения или подготовки персонала можно, например, проведением внутренней аттестации или экзамена, анализом результатов работы сотрудников через определенный срок, например, через один месяц после окончания обучения.
Стандарт не требует ведения записей по оцениванию результативности обучения или подготовки. Однако для демонстрации такого оценивания рекомендуется вести записи, например, в виде: протоколов аттестации, анкет оценки со стороны непосредственного или вышестоящего руководителя, информации в журнале обучения или на оборотной стороне первого листа договора на обучение со слов непосредственного или вышестоящего руководителя, др. Особенно полезны такие записи при проведении внешних, в том числе, сертификационных аудитов, которые позволят не голословно подтвердить выполнение данного требования стандарта.
Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) |
Организация должна: d) регистрировать и сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство компетентности. |
К документированной информации, подтверждающей компетентность персонала организации, могут относиться:
Оригиналы или копии выше указанных документов, как правило, хранятся в подразделениях, занимающихся кадровым делопроизводством, и управляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и внутренними документами организации, например, стандартом организации (СТО) по управлению записями.
Также записи кадрового делопроизводства можно вести в электронном виде, например, с помощью программного обеспечения «1С: Зарплата и управление персоналом».
Специализированный консалтинговый центр "Систус Консалт" (СКЦ "Систус Консалт") при выполнении проектов: "Разработка СМК по ISO 9001 (Разработка системы менеджмента качества по ИСО 9001)" и "Внедрение СМК по ISO 9001 (Внедрение системы менеджмента качества по ИСО 9001)" реализует в системах качества выполнение требований пункта 7.2 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) применительно к специфике деятельности и системе управления конкретной организации.
СКЦ «Систус Консалт» оказывает услуги организациям с любым профилем деятельности по разработке и внедрению СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Обращайтесь в наш Центр и Вы получите высококвалифицированную консультационную помощь в создании «работающей» СМК, что позволит Вашей Компании улучшить качество продукции (услуг), повысить удовлетворенность потребителей, результативность и эффективность бизнеса.
Методический отдел СКЦ "Систус Консалт"
При использовании материала ссылка на сайт www.sistus-iso.ru обязательна.
НАШИМ КЛИЕНТАМ БОНУС ПО ISO 9001
Бесплатное консультирование по выбору системы и органа по сертификации СМК по ISO 9001
ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
СКЦ «Систус Консалт» предлагает новую форму оказания услуг:
«Дистанционное консультирование по вопросам разработки и внедрения СМК»
ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМК ISO 9001:2015
На сайте "Систус Консалт" публикуется цикл статей:
"Стандарт ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Сущность требований и их реализация при разработке и внедрении СМК"
БЕСПЛАТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ISO 9001
Бесплатная услуга:
"Информационное консультирование по вопросам функционирования СМК по ISO 9001"
САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!
Комплексный курс № 1 c двумя темами:
1. Система менеджмента качества по ISO 9001:2015
2. Внутренний аудитор СМК по ISO 9001:2015
По каждой теме обучения выдается отдельное персональное свидетельство
НОВЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!
Обучение и консультирование - ОДНОВРЕМЕННО!
Курс для самостоятельной разработки и внедрения СМК
Обучение-консалтинг по разработке, внедрению и внутреннему аудиту СМК
Для повышения заинтересованности слушателей в наших учебных курсах СКЦ «Систус Консалт» предлагает различные скидки при обучении слушателей от трех человек и более. Читать...
Так, что же, действительно СМК – это формальность, или не знание и не умение организаций воспользоваться преимуществами СМК и направить их на пользу бизнеса? Давайте разбираться! Читать...
Периодически в мире и в нашей стране возникают экономические проблемы, приводящие к ухудшению экономического состояния предприятий. Что рекомендуется предпринимать организациям в отношении СМК в таких случаях?... Читать...
Все новости |