+7 (915) 281-03-08

ежедневно с 9:00 до 18:00

 

info@sistus-iso.ru

АКЦИИ И СКИДКИ

 

Специализированный консалтинговый центр (стандарты ISO серии 9000)

Полезная информация

ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Пункт 8.4 "Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками", подпункт 8.4.1 "Общие положения". Сущность требований и их реализация в СМК

 

 

Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

Организация должна обеспечить соответствие процессов, продукции и услуг, поставляемых внешними поставщиками, требованиям.

Начнем с определений. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2015 (ISO 9000:2015) «поставщик – это организация, предоставляющая продукцию или услугу». «Внешний поставщик – это поставщик, не являющийся частью организации». Таким образом, требования раздела 8.4 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) относятся исключительно к управлению внешними поставщиками. Для упрощения вместо «внешний поставщик» в данной статье будем употреблять «поставщик».

В том же ГОСТ Р ИСО 9000-2015 (ISO 9000:2015) приведены примеры поставщиков: «производитель, дистрибьютор, предприятие розничной торговли или продавец продукции или услуги». Поставщиками услуг еще называют подрядчиками, а процесс оказания услуг – аутсорсинг.

Организация должна определить требования к процессам, продукции и услуг, поставляемых поставщиками, а также процедуру управления поставщиками.

В организациях, как правило, разрабатывают процесс и описывают его в виде стандарта организации, карты процесса и т.п., и называют его, например: процесс закупок, процесс внешних поставок, закупки, управление поставщиками и др. Однако, в соответствии с требованиями пункта 4.4.1 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 (ISO 9000:2015)  «организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества…». Это означает, что организация сама определяет, необходим ли ей процесс по закупкам или не нужен. И если организация в Руководстве по качеству заявляет, что имеет процесс по закупкам, то ей необходимо в полной мере выполнять все требования пункта 4.4.1 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 (ISO 9000:2015), относящиеся к процессам. В противном случае будет невыполнение требований стандарта, т.е. несоответствие.

К средствам управления процессами, продукцией и услугами от поставщиков можно отнести: договоры, контракты, законодательную и нормативно-правовую документацию, относящуюся к закупаемым процессам, продукции и услугам (законы, постановления, ГОСТ, ОСТ, СНиП, РД и т.п.). К средствам управления поставщиками можно отнести и внутренние документы (стандарты организации – СТО, руководящие документы – РД, положения, инструкции и т.п.), например: РД по требованиям к поставщикам и подрядчикам.

 

Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

Организация должна определять средства управления, применимые для процессов, продукции и услуг, поставляемых внешними поставщиками, в тех случаях, когда:

a) продукция и услуги от внешних поставщиков предназначены для включения их в состав продукции и услуг, предлагаемых самой организацией;

В этом подпункте имеется в виду продукция или услуга, являющаяся комплектующим элементом к изготавливаемой или поставляемой продукции. Например, для автомобиля такой продукцией может являться: тормозные системы, элементы электрооборудования, шины, листовой металл для кузовов и т.п. Примером поставляемых услуг для автомобилей могут являться транспортно-логистические услуги. При производстве каких-либо приборов это продукция в виде комплектующих, а услуги, например: изготовление корпуса прибора, окраска корпуса прибора.

 

Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

Организация должна определять средства управления, применимые для процессов, продукции и услуг, поставляемых внешними поставщиками, в тех случаях, когда:

b) продукция и услуги поставляются внешними поставщиками напрямую потребителю(ям) от имени организации;

Это требование относится к продукции и услугам, которые поставляются (оказываются) потребителям без участия организации. Например, один из блоков оборудования поставщик изготавливает, поставляет и самостоятельно устанавливает в оборудование, которое находится на месте у потребителя. Выполняет его наладку в составе оборудования. При этом поставщик действует в рамках договора с потребителем как третье лицо, с которым организация заключает отдельный договор.

 

Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

Организация должна определять средства управления, применимые для процессов, продукции и услуг, поставляемых внешними поставщиками, в тех случаях, когда:

c) процесс или его часть выполняется внешним поставщиком в результате принятия решения организацией.

Это требование относится к, так называемым, аутсорсинговым процессам.  Поставщиков в таких процессах называют подрядчиками. Для строительно-монтажной компании аутсорсинговыми процессами могут быть, например: геодезические работы, бетонные работы, транспортные услуги.

 

Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

Организация должна определить и применять критерии оценки, выбора, мониторинга результатов деятельности, а также повторной оценки внешних поставщиков, исходя из их способности выполнять процессы или поставлять продукцию и услуги в соответствии с требованиями. Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию об этих действиях и о любых необходимых действиях, вытекающих из оценок.

 

Простыми словами это требование стандарта можно выразить так. Для конкретного вида продукции по определенным критериям оценивается несколько поставщиков. Затем по определенным критериям производится отбор наиболее приемлемых поставщиков. По ходу сотрудничества с отобранными поставщиками по определенным критериям осуществляется мониторинг поставок продукции (услуг). По истечении времени, например, одного года, организация производит повторную оценку выбранных поставщиков, чтобы определить целесообразность продолжения сотрудничества с ними.

Примеры критериев оценки поставщиков:

  • имидж на рынке;
  • отзывы потребителей;
  • стоимость продукции (услуг);
  • возможность поставки с задержкой оплаты;
  • объемы поставок;
  • сроки поставки;
  • вид упаковки;
  • способ доставки.

Критериями отбора поставщиков может быть, например, максимальное количество набранных баллов при применении бальной системы, наилучшие результаты оценки. Отбор может проводиться в виде: отбора по критериям в отделе снабжения, конкурсного отбора поставщиков, тендеров, запроса котировок, государственных закупок для государственных и муниципальных учреждений в соответствии с Федеральными законами и постановлениями, др. способами.

Критерии мониторинга результатов деятельности связаны со степенью выполнения договорных обязательств:

  • соблюдение сроков поставки продукции (услуг);
  • соблюдение объемов поставки продукции (услуг);
  • показатели качества продукции (услуг) и их комплектности;
  • удобство работы с поставщиком;
  • реагирование на претензии организации;
  • другие.

Критериями повторной оценки поставщиков могут служить критерии первоначальной оценки и результаты деятельности.

Предположим, организация однажды провела оценку и выбрала надежного поставщика для конкретного вида продукции (услуг) и уже много лет с ним сотрудничает, и он ее устраивает. Это не означает, что не требуется делать повторной оценки поставщиков для этого вида продукции (услуг), включать в эту оценку других потенциальных поставщиков, проводить отбор наиболее приемлемых поставщиков. Не исключено, что на рынке появился более приемлемый поставщик, с которым возможно следует заключить договор на пробную поставку. Или указать действующему поставщику о необходимости совершенствования и предоставить ему информацию о преимуществах других возможных поставщиков. Это позволит действующему поставщику принять улучшающие меры, чтобы по-прежнему оставаться выбранным поставщиком. В любом случае проведение оценки и выбора поставщика, мониторинга его деятельности и повторной оценки по определенным критериям обеспечивает в итоге наилучшие поставки процессов, продукции и услуг.

Бывают случаи, когда потребитель обязывает исполнителя заключать договоры с определенными поставщиками. В данной ситуации критериями оценки и выбора поставщика будут являться такие требования потребителя. При этом организация должна проводить мониторинг результатов деятельности поставщика по критериям, определенным самой организаций. Информацию по мониторингу поставщик может использовать для улучшения своей деятельности.

Рекомендуется документировать критерии оценки, выбора, мониторинга результатов деятельности и повторной оценки поставщиков, а также процедуры действий по этим критериям. Эти критерии можно отразить в СТО или карте процесса по закупкам; в инструкции по оценке, выбору, мониторингу результатов деятельности и повторной оценки поставщиков; в Руководстве по качеству, др. Для госзакупок критерии определены Федеральными законами, постановлениями, приказами.

Записи по оценке, выбору, мониторингу результатов деятельности и повторной оценки поставщиков можно вести в: виде журналов, таблиц, протоколов, информационной системы по госзакупкам, корпоративной информационной системы, др. Управление записями определено в стандартах организации, в положениях о конкурсах и запросах котировок, в инструкциях по тендерам, в Федеральных законам, постановлениях.

 

Специализированный консалтинговый центр "Систус Консалт" (СКЦ "Систус Консалт") при выполнении проектов: "Разработка СМК по ISO 9001 (Разработка системы менеджмента качества по ИСО 9001)" и "Внедрение СМК по ISO 9001 (Внедрение системы менеджмента качества по ИСО 9001)" реализует в системах качества выполнение требований подпункта 8.4.1 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) применительно к специфике деятельности и системе управления конкретной организации.

СКЦ «Систус Консалт» оказывает услуги организациям с любым профилем деятельности по разработке и внедрению СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Обращайтесь в наш Центр и Вы получите высококвалифицированную консультационную помощь в создании «работающей» СМК, что позволит Вашей Компании улучшить качество продукции (услуг), повысить удовлетворенность потребителей, результативность и эффективность бизнеса.

 

Методический отдел СКЦ «Систус Консалт»

При использовании материала ссылка на сайт www.sistus-iso.ru обязательна.




 

НАШИМ КЛИЕНТАМ БОНУС ПО ISO 9001 

Бесплатное консультирование по выбору системы и органа по сертификации СМК по ISO 9001

Узнайте подробности.


 

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

СКЦ «Систус Консалт» предлагает новую форму оказания услуг:

«Дистанционное консультирование по вопросам разработки и внедрения СМК»

Узнайте подробности.


 

ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМК ISO 9001:2015

На сайте "Систус Консалт" публикуется цикл статей:

"Стандарт ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Сущность требований и их реализация при разработке и внедрении СМК"

Читать...


 

 


 

БЕСПЛАТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ISO 9001

Бесплатная услуга

"Информационное консультирование по вопросам функционирования СМК по ISO 9001"

Узнайте подробности.


 

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Комплексный курс № 1 c двумя темами:

1. Система менеджмента качества по ISO 9001:2015

2. Внутренний аудитор СМК по ISO 9001:2015

По каждой теме обучения выдается отдельное персональное свидетельство

Узнайте подробности


 

НОВЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Обучение и консультирование - ОДНОВРЕМЕННО!

Курс для самостоятельной разработки и внедрения СМК

Обучение-консалтинг по разработке, внедрению и внутреннему аудиту СМК

Узнайте подробности


 

Новости

Стандарты ИСО серии 9000. Актуальные версии
03 сентября 2021 г.

Представляем информацию об актуальности версий международных стандартов ISO серии 9000 по системам менеджмента качества (далее СМК) и их идентичных национальных стандартов. Читать...

 

Новая версия ISO 9001:2015. Изменилась ли роль высшего руководства организации в СМК? Часть 2
05 мая 2021 г.

Предлагаем Вашему вниманию вторую часть информации о роли высшего руководства в разработке, внедрении, поддержании и развитии СМК в новой версии стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Что появилось нового и что не изменилось? Читать...

 

Акции и скидки СКЦ «Систус Консалт» по СМК, ГОСТ Р ИСО 9001, ISO 9001
04 марта 2021 г.

Что же мы предлагаем нашим заказчиками для повышения их заинтересованности к услугами СКЦ «Систус Консалт»? Читать...

 

Все новости