+7 (915) 281-03-08

ежедневно с 9:00 до 18:00

 

info@sistus-iso.ru

АКЦИИ И СКИДКИ

 

Специализированный консалтинговый центр (стандарты ISO серии 9000)

Полезная информация

ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Пункт 4.4 Система менеджмента качества и ее процессы. Часть 1. Сущность требований и их реализация в СМК

 

 

 

 

Требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

4.4.1 Организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Организация должна разработать документацию системы менеджмента качества (далее СМК) в объеме:

  • требуемом стандартом ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015);
  • необходимом организации для результативного и эффективного применения СМК.

Какие документы являются обязательными в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)? Это:

  • область применения СМК (пункт 4.3 стандарта);
  • документы (стандарты, регламенты, карты процессов и т.п.) для обеспечения функционирования СМК (пункт 4.4 стандарта);
  • политика в области качества (пункт 5.2 стандарта);
  • цели в области качества (пункт 6.2 стандарта);
  • 20 обязательных записей (журналов, актов, отчетов, протоколов и т.п.). Об обязательности наличия таких записях указано в стандарте словами: «…регистрировать и сохранять документированную информацию…».

К какой документации относятся документы и записи, необходимые организации для результативного и эффективного применения СМК? Это, например, правила внутреннего трудового распорядка, положения о подразделениях, технологические карты, рабочие инструкции, журнал входящей и исходящей корреспонденции, журнал учета продукции, протокол цехового совещания и т.п.

Организация должна внедрить СМК. Что включает в себя внедрение СМК? Это:

  • введение в действие разработанной документации СМК, например, приказом руководителя организации;
  • подписание политики в области качества и ознакомление с ней персонала (пункт 5.2. стандарта);
  • утверждение целей в области качества и их рассылка исполнителям и ответственным лицам (пункт 6.2 стандарта);
  • утверждение плана мероприятий для достижения целей в области качества (пункт 6.2 стандарта);
  • обучение (инструктаж) руководителей и ключевых специалистов по применению СМК в организации;
  • утверждение значений показателей процессов СМК и выдача владельцам процессов плановых значений показателей результативности процессов (пункт 4.4 стандарта);
  • обучение внутренних аудиторов (пункт 9.2 стандарта);
  • проведение внутренних аудитов (пункт 9.2 стандарта);
  • доработка документации СМК (внесение изменений) по результатам внутренних аудитов (пункт 7.5.3 стандарта).

Через три месяца после внедрения СМК целесообразно провести первый анализ СМК со стороны руководства (пункт 9.3 стандарта) с целью выявления в СМК недоработок, несогласованности документации СМК и других отрицательных моментов с последующей работой по изменению документации СМК.

Организация должна поддерживать СМК. Это означает, что в ходе деятельности организации должны выполняться требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015), требования внутренней документации СМК, а также применимые требования внешней документации СМК (законы, постановления, ГОСТ, ОСТ, СНИП, СанПиН, др.). Организация должна вести записи, определенные ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) как обязательные, а также определенные организацией, как необходимые для результативного и эффективного функционирования СМК. Формы и/или содержание таких записей могут быть определены во внутренней или внешней документации СМК.

Организация должна постоянно улучшать процессы СМК и ее, основываясь на цикле Деминга (цикле PDCA).

 

Требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

Организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение в рамках организации, а также:

а) определять требуемые входы и ожидаемые выходы этих процессов;

b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

Организация должна определить процессы не по всем своим видам деятельности, а только по тем, которые она считает ключевыми для обеспечения результативного и эффективного функционирования СМК. Первоначально, разрабатывая СМК, рекомендуется определить только основные процессы, в результате которых производятся продукты (оказываются услуги) для потребителя и которые создают прямую ценность для потребителя. К таким процессам можно отнести, например, процессы: «Маркетинг», «Продажи», «Разработка новой продукции (услуги)», «Закупки», «Производство», «Хранение», «Транспортировка» и др. Остальные обеспечивающие виды деятельности отразить в документах СМК (стандартах организации, регламентах, положениях, инструкциях и др.). К таким видам управленческой и обеспечивающей деятельности относятся: управление компанией, управление персоналом, обеспечение инфраструктуры, обеспечение среды функционирования процессов, др. В дальнейшем, когда СМК начнет функционировать и появиться необходимость и целесообразность, то определить  управленческие и обеспечивающие (вспомогательные) процессы.

Выделение процессов выполняется, как правило, с привязкой к существующей цепочке преобразования продукта и к существующим структурным подразделениям. При определении процессов также учитываются этапы жизненного цикла продукции (услуги) такие, как, маркетинг, проектирование и разработка, подготовка производства, производство (оказание услуг) и т.д.

Процессы СМК составляют систему или сеть взаимодействующих и/или взаимосвязанных процессов организации. Пример сети процессов представлен на рис. 1.

 

Рис. 1 Сеть процессов СМК.

 

Границы каждого процесса зависят от цели процесса и определяются участниками всех процессов. «Укрупнение» процессов или их «дробление» на, так называемые,  подпроцессы определяется, исходя из удобства управления. 

Для каждого процесса необходимо определить требуемые входы и ожидаемые выходы, а также их последовательность и взаимодействие. Как вариант, реализовать такое требование стандарта можно разработкой таблицы взаимодействия процессов СМК, пример которой представлен на рис. 2.

 

Рис. 2 Таблица взаимодействия процессов СМК (фрагмент).

 

В этой таблице процессы указаны в той последовательности, в которой они выполняются в организации. Таблицу взаимодействия процессов можно разместить в Положении о СМК в виде приложения.

Другим вариантом выполнения рассматриваемого требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) является разработка документов (стандартов организации, регламентов, карт процессов и т.п.), описывающих процессы, в которых указаны входные и выходные данные, поставщики входов и потребители выходов. При этом варианте последовательность процессов можно отразить в виде графической схемы процессов и поместить ее в Положение о СМК как приложение. Рекомендуемый документ «Положение о СМК», как аналог руководства по качеству, будет рассмотрен в статьях, посвященных требованиям к документированной информации (пункт 7.5 ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). 

Здесь мы заканчиваем изложение первой части статьи. Вторая часть статьи представлена в следующей публикации, посвященной пункту 4.4 ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015).

Специализированный консалтинговый центр "Систус Консалт" (СКЦ "Систус Консалт") при выполнении проектов: "Разработка системы менеджмента качества (СМК) по ISO 9001 (Разработка СМК по ИСО 9001)" и "Внедрение системы менеджмента качества (СМК) по ИСО 9001 (Внедрение СМК по ИСО 9001)" реализует в системах качества выполнение требований пункта 4.4 "Система менеджмента качества и ее процессы" стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) применительно к специфике деятельности и системе управления конкретной организации.

СКЦ «Систус Консалт» оказывает услуги организациям с любым профилем деятельности по разработке и внедрению СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Обращайтесь в наш Центр и Вы получите высококвалифицированную консультационную помощь в создании «работающей» СМК, что позволит Вашей Компании улучшить качество продукции (услуг), повысить удовлетворенность потребителей и эффективность бизнеса.

 

Методический отдел СКЦ "Систус Консалт"

При использовании материала ссылка на сайт www.sistus-iso.ru обязательна.




 

НАШИМ КЛИЕНТАМ БОНУС ПО ISO 9001 

Бесплатное консультирование по выбору системы и органа по сертификации СМК по ISO 9001

Узнайте подробности.


 

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

СКЦ «Систус Консалт» предлагает новую форму оказания услуг:

«Дистанционное консультирование по вопросам разработки и внедрения СМК»

Узнайте подробности.


 

ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМК ISO 9001:2015

На сайте "Систус Консалт" публикуется цикл статей:

"Стандарт ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Сущность требований и их реализация при разработке и внедрении СМК"

Читать...


 

 


 

БЕСПЛАТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ISO 9001

Бесплатная услуга

"Информационное консультирование по вопросам функционирования СМК по ISO 9001"

Узнайте подробности.


 

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Комплексный курс № 1 c двумя темами:

1. Система менеджмента качества по ISO 9001:2015

2. Внутренний аудитор СМК по ISO 9001:2015

По каждой теме обучения выдается отдельное персональное свидетельство

Узнайте подробности


 

НОВЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Обучение и консультирование - ОДНОВРЕМЕННО!

Курс для самостоятельной разработки и внедрения СМК

Обучение-консалтинг по разработке, внедрению и внутреннему аудиту СМК

Узнайте подробности


 

Новости

О системе менеджмента качества по ИСО 9001 в период кризисов
06 марта 2022 г.

В экономике мира и нашей страны возникают или экономические проблемы, приводящие к ухудшению экономического состояния предприятий. Что рекомендуется предпринимать организациям в отношении СМК в таких случаях?... Читать...

Рейтинг популярности курсов обучения по СМК по ИСО 9001
23 декабря 2021 г.

В конце 2021 года методический отдел СКЦ "Систус Консалт" определил рейтинг популярности курсов по обучению по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001)... Читать...

 

Стандарты ИСО серии 9000. Актуальные версии
03 сентября 2021 г.

Представляем информацию об актуальности версий международных стандартов ISO серии 9000 по системам менеджмента качества (далее СМК) и их идентичных национальных стандартов. Читать...

 

Все новости