+7 (915) 281-03-08

ежедневно с 9:00 до 18:00

 

info@sistus-iso.ru

АКЦИИ И СКИДКИ

 

Специализированный консалтинговый центр (стандарты ISO серии 9000)

Полезная информация

ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Пункт 7.1 "Ресурсы", подпункт 7.1.6 "Знания организации". Сущность требований и их реализация в СМК

 

 

Это двадцать вторая статья по системам менеджмента качества (СМК) из цикла: «Стандарт ISO:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Сущность требований и их реализация при разработке и внедрении СМК». Статья содержит разъяснения требований стандарта и рекомендации по выполнению требований стандарта пункта 7.1 "Ресурсы", подпункта 7.1.6 "Знания организации" для организаций, занимающихся проектами: "Разработка системы менеджмента качества по ISO 9001 (разработка СМК по ИСО 9001)", "Внедрение системы качества по ИСО 9001 (внедрение СМК по ИСО 9001)".

 

Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

Организация должна определить знания, необходимые для функционирования ее процессов и для достижения соответствия продукции и услуг.

Знания должны поддерживаться и быть доступными в необходимом объеме.

При рассмотрении изменяющихся нужд и тенденций организация должна оценивать текущий уровень знаний и определять, каким образом получить или обеспечить доступ к дополнительным знаниям и их необходимым обновлениям.

Примечания.

1. Знания организации – это знания, специфичные для организации; знания, полученные на основе опыта. Знания – это информация, которая используется и которой обмениваются для достижения целей организации.

2. Основой знаний организации могут быть:

a) внутренние источники (например, интеллектуальная собственность; знания, полученные из опыта; выводы, извлеченные из неудачных или успешных проектов; сбор и обмен недокументированными знаниями и опытом; результаты улучшений процессов, продукции и услуг);

b) внешние источники (например, стандарты, научное сообщество, конференции, семинары, знания, полученные от потребителей и внешних поставщиков).

Знания, как следует из требований ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015), являются одним из видов ресурсов, необходимым для функционирования процессов организации и для достижения соответствия продукции и услуг, т.е. для обеспечения качества продукции и услуг.

В каждой организации существует, так называемая, корпоративная база знаний, представляющая собой единое информационное хранилище, основное пространство для обмена данными между пользователями внутри организации (в электронном виде и/или на бумажном носителе, в головах персонала).

В современном мире знания являются одним из самых ценных активов, поскольку перед всеми предприятиями стоит задача производства конкурентоспособной продукции (оказания высококачественных услуг) с наименьшими затратами. Конкурентоспособность на рынке обеспечивают корпоративные знания, навыки и опыт в области маркетинга; проектирования и разработки новых продуктов; закупки сырья, материалов и комплектующих; производства продукции (оказания услуг) и сбыта. В настоящее время еще более актуальным становится афоризм знаменитого философа XVII века Фрэнсиса Бэкона: «Знание - сила».

Состав базы знаний:

  • интеллектуальная собственность;
  • сопроводительная справочная, юридическая и финансовая документация;
  • производственно-технологическая информация;
  • информация о корпоративных требованиях (стандарты, регламенты, положения, инструкции, правила, записи, др.);
  • навыки применения различных технологий;
  • информация о конкурентах, клиентская база данных;
  • личный опыт и знания сотрудников.

Как следует из состава базы знаний, знания могут быть общими (знания о способах производства продукции и оказания услуг, знания о применяемых базовых технологиях, знания о законах и пр.) и специальными (технологическими, организационными, маркетинговыми, снабженческими, сбытовыми и пр.). Также знания могут быть индивидуальными и коллективными.

В государственной нормативной документации имеется ряд государственных стандартов, посвященных системе менеджмента знаний, основным из которых является ГОСТ Р 54875-2011 «Менеджмент знаний. Руководство по устоявшейся практике внедрения системы менеджмента знаний», руководящие указания которого целесообразно и экономически выгодно применить в любой организации.

При планировании и выполнении работ на всех организационных уровнях организации определяются нужные знания, что включает анализ имеющихся и отсутствующих знаний. При определении необходимых знаний учитываются требования потребителей, функционирование и результаты процессов, вопросы повышения производительности. Определение знаний может осуществляться коллективно, например, на совещаниях, или персонально, например, решением руководителя различного уровня.

В ходе непосредственной деятельности организация должна постоянно оценивать текущий уровень знаний с учетом перспективы и, при необходимости создавать новые знания или дополнять существующие знания. Новые или дополнительные знания применяются, как правило, к продукции и услугам, к внутренними процессами и процедурами. Существует много способов создания новых и дополнительных знаний. На персональном и коллективном уровне этими способами могут быть подготовка и обучение, приобретение знаний в результате выполнения работы, совместное решение проблем в форме совещаний, рабочих встреч, др.

Если это целесообразно, то в организации можно документировать процедуры приобретения знаний в виде стандартов организаций, регламентов, инструкций и др. (процедуры обучения и подготовки персонала, процедуры стажировок и наставничества, процедуры проведения семинаров и конференций, процедуры проведения совещаний, пр.).

Большой объем знаний, включая опыт и навыки, хранится в головах людей. Кроме того, знания хранятся во внутренних нормативных, технических, методических и др. документах. Для обеспечения хранения технических и др. документированных знаний в организации может быть создан технический архив.

Знания должны быть доступными для персонала организации. Это означает, что обмен знаниями включает передачу знаний в нужном месте, в нужное время и нужного качества, т.е. знания поступают на рабочие места нужного содержания, вида и объема и в запланированное время. Знания расширяют корпоративную базу знаний или распределяются через документы, тем самым обеспечивается доступность знаний для того, чтобы работники могли найти необходимую информацию и данные. Основной объем знаний наилучшим способом передается от одного человека другому посредством прямого взаимодействия через сотрудничество, семинары, обучение и подготовку, ученичество, наставничество и пр. Методы и инструменты, обеспечивающие обмен знаниями, включают, например: корпоративную компьютерную сеть, базы данных, сотрудничество, практические сообщества, выполняемые работы, обучение и подготовку, семинары и получение опыта. 

Польза от базы знаний:

  • достоверность и актуальность всей информации;
  • сокращение времени при поиске информации;
  • конфиденциальность информации, разграничение доступа;
  • сохранение при кадровой ротации корпоративных знаний;
  • короткое время адаптация новых пользователей;
  • компания получает преимущества в конкуренции;
  • повышение эффективности и качества коллективной работы;
  • повышение производительности труда и снижение издержек. 

Специализированный консалтинговый центр "Систус Консалт" (СКЦ "Систус Консалт") при выполнении проектов: "Разработка СМК по ISO 9001 (Разработка системы менеджмента качества по ИСО 9001)" и "Внедрение СМК по ISO 9001 (Внедрение системы менеджмента качества по ИСО 9001)" реализует в системах качества выполнение требований подпункта 7.1.6 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) применительно к специфике деятельности и системе управления конкретной организации.

СКЦ «Систус Консалт» оказывает услуги организациям с любым профилем деятельности по разработке и внедрению СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Обращайтесь в наш Центр и Вы получите высококвалифицированную консультационную помощь в создании «работающей» СМК, что позволит Вашей Компании улучшить качество продукции (услуг), повысить удовлетворенность потребителей, результативность и эффективность бизнеса.

 

Методический отдел СКЦ "Систус Консалт"

При использовании материала ссылка на сайт www.sistus-iso.ru обязательна.




 

НАШИМ КЛИЕНТАМ БОНУС ПО ISO 9001 

Бесплатное консультирование по выбору системы и органа по сертификации СМК по ISO 9001

Узнайте подробности.


 

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

СКЦ «Систус Консалт» предлагает новую форму оказания услуг:

«Дистанционное консультирование по вопросам разработки и внедрения СМК»

Узнайте подробности.


 

ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМК ISO 9001:2015

На сайте "Систус Консалт" публикуется цикл статей:

"Стандарт ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Сущность требований и их реализация при разработке и внедрении СМК"

Читать...


 

 


 

БЕСПЛАТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ISO 9001

Бесплатная услуга

"Информационное консультирование по вопросам функционирования СМК по ISO 9001"

Узнайте подробности.


 

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Комплексный курс № 1 c двумя темами:

1. Система менеджмента качества по ISO 9001:2015

2. Внутренний аудитор СМК по ISO 9001:2015

По каждой теме обучения выдается отдельное персональное свидетельство

Узнайте подробности


 

НОВЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Обучение и консультирование - ОДНОВРЕМЕННО!

Курс для самостоятельной разработки и внедрения СМК

Обучение-консалтинг по разработке, внедрению и внутреннему аудиту СМК

Узнайте подробности


 

Новости

О системе менеджмента качества по ИСО 9001 в период кризисов
06 марта 2022 г.

В экономике мира и нашей страны возникают или экономические проблемы, приводящие к ухудшению экономического состояния предприятий. Что рекомендуется предпринимать организациям в отношении СМК в таких случаях?... Читать...

Рейтинг популярности курсов обучения по СМК по ИСО 9001
23 декабря 2021 г.

В конце 2021 года методический отдел СКЦ "Систус Консалт" определил рейтинг популярности курсов по обучению по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001)... Читать...

 

Стандарты ИСО серии 9000. Актуальные версии
03 сентября 2021 г.

Представляем информацию об актуальности версий международных стандартов ISO серии 9000 по системам менеджмента качества (далее СМК) и их идентичных национальных стандартов. Читать...

 

Все новости