+7 (915) 281-03-08

ежедневно с 9:00 до 18:00

 

info@sistus-iso.ru

АКЦИИ И СКИДКИ

 

Специализированный консалтинговый центр (стандарты ISO серии 9000)

Полезная информация

Цели в области качества. От целей организации к целям в подразделениях

 

Установление целей в области качества организации и ее подразделений (далее Цели) является ключевым моментом в проектах "Разработка системы менеджмента качества" или "Внедрение системы качества", что подтверждается самим определением системы менеджмента: «система для установления политики и целей и достижения этих целей» (п. 3.2.2 ГОСТ ISO 9000-2011).

Постоянное улучшение СМК и деятельности организации осуществляется, а первую очередь, посредством Целей (п.8.5.1 ГОСТ ISO 9000-2011).

Под Целями необходимо понимать те планируемые результаты, которых организация и ее подразделения стремятся достигнуть в области качества.

В пункте 5.4.1 ГОСТ ISO 9001-2011 регламентируется наличие в организации измеримых Целей «в соответствующих подразделениях и на соответствующих ее уровнях». Цели должны основываться на политике в области качества и быть согласованы с нею (п.п. 5.3, 5.4.1 ГОСТ ISO 9001-2011).

Формулировка Цели должна содержать:

  • целевой показатель;
  • единицу измерения целевого показателя;
  • числовое значение целевого показателя;
  • период времени, на который устанавливается Цель.

Например: «Снизить количество отказов технологического оборудования до 32 штук в 2013 году».

Для выполнения требований стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 и получения максимального эффекта от Целей целесообразно установление Целей осуществлять на уровне организации в целом и в подразделениях, находящихся на структурных уровнях управления (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Структура Целей по уровням управления организацией

 

Работу по постановке Целей необходимо осуществлять последовательно «сверху вниз», т.е. начинать формулирование Целей с 1 уровня управления организацией, переходя ко 2 уровню и т.д. Это, так называемая, декомпозиция (развертывание) Целей. При этом Цели должны устанавливаться таким образом, чтобы их достижение в подразделениях на нижележащем уровне управления (например, на 3 уровне) способствовало достижению Целей на вышестоящем уровне (например, на 1 и/или 2 уровне).

В пункте 5.4.2 ГОСТ ISO 9001-2011 установлено требование по обеспечению «планирования создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества для … достижения целей в области качества».

Другими словами – организация и ее подразделения должны разрабатывать программы (планы) мероприятий для достижения поставленных Целей. Понятно, что если не предпринимать дополнительных действий по сравнению с предыдущим периодом времени, то достижение Целей в планируемый период невозможно.

При составлении таких программ (планов) особое внимание необходимо обратить на принципиальное различие Целей и мероприятий для их достижения. Цели – это то, чего стремятся достичь, мероприятия – это то, за счет чего хотят достигнуть Цели. Например, для Цели: «Увеличить количество годной продукции на 3 % в 2013 г.» мероприятиями ее достижения могут быть следующие: «Внедрение новой автоматической линии в 1 квартале 2013 г.», «Выполнение графика проверки станков на технологическую точность на 2013 г.», «Дополнительное обучение машинистов-операторов в 1 квартале 2013 г.» и т.п.

Приведем пример декомпозиции Целей на примере предприятия коммунального хозяйства на 2013 г.:

1 уровень : Организация в целом

Цель: Сокращение количества аварийных отключений кабельных

            линий и насосных агрегатов на 11 % к базе 2012 г.

 

2 уровень: Филиалы

Цель: Сокращение количества аварийных отключений кабельных линий и насосных агрегатов к базе 2012 г. для:

           - Филиала № 1 -  на 7 %;

           - Филиала № 2 -  на 15 %.

        

3 уровень: Служба насосных станций

Цель: Увеличение количества технологического оборудования, прошедшего межремонтный цикл без отказов до 2,7 % к базе 2012 г.

          

4 уровень: Цех эксплуатации

Цель: Сокращение среднего количества замечаний и переделок при

          приемке оборудования после ремонта до 0,5 на единицу

            оборудования.

Действия по постановке Целей можно условно разбить на ряд шагов.

Первоначально формируются Цели на уровне организации. После постановки общих Целей организации целесообразно устанавливать Цели в подразделениях, в рамках которых разработаны процессы СМК по основным видам деятельности (основные процессы). Затем можно переходить к постановке Целей в подразделениях следующего уровня управления.

Важным этапом в постановке Целей является определение целевых показателей и планирование их числовых значений. В таблице 1 показан пример планирования Целей.

Таблица 1

№ п/п

Цель

Целевой показатель

Единица измерения

Числовое значение целевого показателя

  1

Снизить  количество повреждений на водопроводной сети

Количество повреждений

шт. на 100 км сети

1,10

2

Сократить время аварийных простоев технологических сооружений

Отношение времени простоев к общему времени работы

%

0,3

3

Сократить количество претензий потребителей

Количество претензий

шт.

23

 

Повторяющийся цикл действий по постановке и достижению Целей, а также постоянному совершенствованию СМК представлен на рис. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Цикл постановки и достижения Целей для постоянного совершенствования СМК

 

Часть целевых показателей одновременно являются и показателями результативности процессов СМК. Взаимосвязь целевых показателей и показателями результативности процессов СМК представлена на Рис. 3.

 

 
   

Рис. 3 Взаимосвязь целевых показателей и показателей результативности процессов СМК

 

Руководитель подразделения (владелец процесса) обеспечивает достижение Целей, реализуя управленческие решения, в том числе, корректирующие и предупреждающие действия.

Критерием правильного установления Целей является не только достижение планируемых целевых показателей, но и повышение качества продукции (услуг), постоянное совершенствование деятельности организации, оказание позитивного влияния на финансовые показатели, на удовлетворенность и уверенность потребителей и заинтересованных сторон в качестве продукции (услуг) организации.

Эффективность и результативность работ по постановке целей резко повышается при методической помощи внешних консультантов.

Специализированный консалтинговый центр «Систус Консалт» оказывает  услугу "Разработка СМК", включая систему управления по целям, а также услуги по подготовке к сертификации и проведению сертификации систем менеджмента качества.


Методический отдел Систус Консалт

 

НАШИМ КЛИЕНТАМ БОНУС ПО ISO 9001 

Бесплатное консультирование по выбору системы и органа по сертификации СМК по ISO 9001

Узнайте подробности.


 

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

СКЦ «Систус Консалт» предлагает новую форму оказания услуг:

«Дистанционное консультирование по вопросам разработки и внедрения СМК»

Узнайте подробности.


 

ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМК ISO 9001:2015

На сайте "Систус Консалт" публикуется цикл статей:

"Стандарт ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Сущность требований и их реализация при разработке и внедрении СМК"

Читать...


 

 


 

БЕСПЛАТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ISO 9001

Бесплатная услуга

"Информационное консультирование по вопросам функционирования СМК по ISO 9001"

Узнайте подробности.


 

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Комплексный курс № 1 c двумя темами:

1. Система менеджмента качества по ISO 9001:2015

2. Внутренний аудитор СМК по ISO 9001:2015

По каждой теме обучения выдается отдельное персональное свидетельство

Узнайте подробности


 

НОВЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО ISO 9001:2015!

Обучение и консультирование - ОДНОВРЕМЕННО!

Курс для самостоятельной разработки и внедрения СМК

Обучение-консалтинг по разработке, внедрению и внутреннему аудиту СМК

Узнайте подробности


 

Новости

О пересмотре стандарта ISO 9001-2015
21 декабря 2023 г.

Планируется ли пересмотр стандарта ISO 9001-2015? Читать...

 

Информация о скидках СКЦ «Систус Консалт» в области обучения СМК по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001, ISO 9001
22 марта 2023 г.

Для повышения заинтересованности слушателей в наших учебных курсах СКЦ «Систус Консалт» предлагает различные скидки при обучении слушателей от трех человек и более. Читать...

СМК по ИСО 9001 – формальность или польза для бизнеса?
10 ноября 2022 г.

Так, что же, действительно СМК – это формальность, или не знание и не умение организаций воспользоваться преимуществами СМК и направить их на пользу бизнеса? Давайте разбираться! Читать...

Все новости